Большой зал Московской консерватории "зазвучал" после реставрации

8 июня 2011

Большой концертный зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского вновь принимает зрителей. Смотрите на видео РИА Новости, как преобразился зал после реставрации.


Смотреть на сайте ria.ru

Большой концертный зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского (БЗК) открыт после реконструкции. Ремонтные работы длились около года. По мнению специалистов, его легендарная акустика улучшилась.

"Акустика стала лучше. И это ожидаемо. Нам удалось в зале поднять время реверберации, то есть, постепенного затухания звука в зале. За 110 лет эксплуатации зала пол стал более податливым, более рыхлым, да и потолок тоже. И мы понимали, что после реконструкции, если все материалы останутся прежними, и будут прибиты как надо – то время реверберации должно подняться. А это и хорошо", - пояснил акустик реставрации БЗК Анатолий Лившиц.

Для точности акустические расчеты производили не только современными, компьютерными методами, но и используя специальный макет зала. Модель 1:20 заказали у краснодеревщиков еще до закрытия БЗК на реконструкцию. На макете воссозданы все элементы зала: стены, включая украшающие их портреты музыкантов, окна, сцена, места для зрителей.

"Это создано для того, чтобы "законсервировать" в физической модели, ту акустику, которая была в зале. Были сделаны измерения в ней и в зале до реставрации. И во время реставрации по этой модели мы проверяли соответствие и сохранность акустики", - рассказал Анатолий Лившиц.

На акустике положительно отразилось и то, что все инженерные системы перенесли в новые подземные корпуса. "Освободив Большой зал от этого балласта, мы, фактически, получили два дополнительных репетиционных зала в его подвале. А это – хорошие резонаторы", - отметил ректор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов.

С оглядкой на звучание подбирали и все материалы для реставрации – от штукатурки до специальной акустической индонезийской морской травы, используемой при обивке мебели.

В результате реконструкции изменилось цветовое решение зала. Раньше оно соответствовало классике, сейчас оно в стилистике неоклассики.

"Новое цветовое решение зала полностью соответствует цветовому решению, которое было в начале ХХ века. Мы также стилизовали драпировки на окнах, ковры в этом стиле. Таким образом, мы постарались создать атмосферу зала, которая была 100 лет назад", - рассказала эксперт по реставрации компании "Балтстрой" Анастасия Володина.

Изменения затронули и фойе Большого зала. Полотно Репина "Славянские художники" перевесили, а на его месте - восстановили витраж с изображением святой Цицелии – покровительницы духовной музыки. Он точно соответствует тому, что подарило консерватории Северное стекольное общество на открытие Зала в 1901 году. Во время бомбежки в 41-ом, витраж выбило взрывной волной.

"Витраж удалось восстановить, благодаря тому, что в Моспроекте сохранились обмерные чертежи всего витража и его фрагментов", - рассказала Володина.

Кроме того, реставраторы вернули к жизни уникальную шпалеру с изображением портрета Джузеппе Верди. По словам Анастасии Володиной, ее "обнаружили выброшенной сотрудники администрации зала".

По мнению реставраторов, самым трудным в работе над этим объектом, по мнению реставраторов, было соблюсти сроки. Большой Концертный зал Московской консерватории открылся меньше чем через год, после начала реставрации.

К списку...